tapirr.com

 

tapirr.com

  

записи LJ

  

ис=kunst=во

  

тексты

  

 

 

 

 

  

  

поиск

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 brener.tapirr.com 

ПЕРФОРМАНСЫ АЛЕКСАНДРА БРЕНЕРА

 

 

 В Тронном зале Эрмитажа,  Бренер прорвался через ограждение и несколько секунд посидел на троне Петра I. Сработала сигнализация, пришли два охранника и увели поэта-хулигана. В милиции, куда поэта-акциониста привели охранники, дежурил в тот день офицер, который знал о московских художествах Бренера. Видел по телевизору, как Александр вызывал Ельцина на боксерский поединок. После соответствующей беседы Бренера отпустили.

http://www.ozon.ru/context/detail/id/195573/


Дата: 1992.15.1992

Автор: Александр Бренер и Роман Баембаев

Название: Великий нищий Ку-Клукс-Клана (67)

Место проведения: Тель-Авив

Описание: В полдень на углу улиц Фришман и Дизенгоф, у книжного магазина «Кетер» был установлен обтянутый оберточной бумагой ящик размером 87х75х240 см. А.Б. влез внутрь ящика, а Р.Б. поставил перед ящиком скамеечку с бумажной шляпой, в которой лежали деньги на сумму 1 шекель 85 агарот.

А.Б. находился в ящике 1 час 40 минут, из которых около получаса сидел совершенно молча и неподвижно, 20 минут - стуча по внутренней поверхности ящика руками, а остальное время издавая громкие вопли. Действие 67 было прервано молодым прохожим, попытавшимся перевернуть ящик, а затем разорвавшим его. После окончания действия денег в шляпе не прибавилось. @Р.Б.,

Участники:

Фотограф:

НЕТ

 

Дата: 17.01.1992

Автор: Александр Бренер

Название: И не забывайте итальянских летчиков! (50)

Место проведения: Тель-Авив

Описание: В 11 часов утра Роман Баембаев, Людмила Бренер, Александр Бренер появились на углу улиц Гордон и Дизенгоф с транспарантом, на котором по-древнееврейски значилось: «И не забывайте итальянских летчиков». Р.Б. и А.Б. уселись на два заранее приготовленных стула, после чего Л.Б. стала красить им уши пастельными мелками «Панда». Когда уши были покрашены в разные цвета, А.Б и Р.Б. поднялись со стульев и вышли на проезжую часть улицы Дизенгоф, на самую середину дороги. Р.Б. взял себе на плечи А.Б., впереди с транспарантом встала Л.б., и маленькая процессия двинулась вперед - к далекой улице Кинг-Джордж. Попеременно неся друг друга, А.Б. и Р.Б. преодолели долгий путь, завершив совместную с Л.б. работу у Дизенгоф центра. @Р.Б.,

Участники:

Фотограф:

 

Дата: 01.04.1992

Авторы: Александр Бренер, Роман Баембаев, Людмила Бренер

Название: Условия совместимости (18)

Место проведения: Телль-Авив

Описание: На улице Дизенгоф в Тель-Авиве был установлен возле First International Bank ящик размером 87х75х240 см., обтянутый оберточной бумагой. В нем с трех сторон были проделаны отверстия для носа, подбородка и пупка. Рядом с отверстием для носа на бумагу ящика была приклеена табличка: «Прикоснитесь лбом к носу». Рядом с отверстием для подбородка располагалась табличка: «Прикоснитесь локтем к подбородку». И, наконец, рядом с отверстием для пупка: «Прикоснитесь ухом к пупку». На четвертой стороне ящика значилось: «Нарицание - признак действия, а Название: - существования. Новорожденный получает имя. Всякое явление, перед тем как оно подлежит изучению, в признак своего существования как-нибудь, да и называется. @Р.Б.

Участники:

Фотограф:

 

Дата: 7.4.1993

Название: Я, великий Геракл...

Место проведения: ЦСИ, Якиманка, Москва

 

 

 АНАТОЛИЮ ОСМОЛОВСКОМУ!
Толик! Хватит пиздеть!

Дата: 1993(?)

 

Автор: Александр Бренер, Олег Мавроматти

Название: Искусство и Жизнь

Место: Арт-Миф бокс галереи Гельмана

Описание: Участники 25 минут сидели на стульях по сторонам видеомонитора на котором демонстрировался(без звука) фильм Д.Линча "Твин Пикс" с надетыми на головы белыми пластиковыми ведрами на которых было написано "Искусство" и "Жизнь"...Причем у Мавроматти была оголена нижняя часть тела, а у Бренера верхняя. Перформанс начался с шепота перформеров: «Я ненавижу эту жизнь, Я ненавижу это искусство». Под конец перформеры уже орали данную фразу совершенно охрипшими голосами заодно отбивая ритм по корпусам ведер...На дикие вопли собралась огромная толпа , в том числе и большое количество школьников-подростков приведенных учителем на экскурсию...Перф закончился скандалом...Учитель обещал подать в суд на галерею. Нетрудно догадаться,что в данной акции художников интересовала возможность радикально иллюстрировать тогдашние "модные" дискуссии о слиянии или разделении искусства с жизнью.(Описание Олега Мавроматти)

Участники:

Фотограф:


  Изображений нет. Есть сюжет в Тишине №9

Дата: 15.04.1993

Автор: Группа без названия

Название: Плагиат

Место проведения: Москва, ГММИ им. Пушкина, зал Ван Гога

Описание: Литвин первым подошел к картине Ван Гога и, стоя перед ней, стал надувать большие пузыри из жевательной резинки. Вторым вышел Мамонов и развернул перед картиной Ван Гога российский государственный флаг. Последним вышел Бренер и с криком «О, Винсент!» полез в штаны и вытащил оттуда кусок говна. Другой кусок вывалился у него из штанины и остался на полу. После этого участники группы покинули зал и музей.

"Я считал, что существует авангард. Такие героические фигуры в современном искусстве, которые срывали буржуазную культуру. А позднее все это авангардное течение выродилось и превратилось в музейное искусство. Как раз в Пушкинском музее я пытался проиллюстрировать эту оппозицию.  (А.Б.)

http://fenix.lamak.ru/Journal/xyligan/2003/xy011/010/2.htm

Участники: Группа без названия (Бренер, Литвин, Мамонов)

Фото: А. Забрин

Дата: 18.06.1993

Автор: Александр Бренер

Название: Моя мама хочет спать

Место проведения: Москва, литературный вечер Евгения Евтушенко в Политехническом музее.

Описание: Это был перформанс против старой советской и постсоветской культуры. Я срывал огромный вечер Евтушенко в Политехническом музее. Он собрал грандиозную толпу и витийствовал как старая шлюха. В какой-то момент я вскочил и стал кричать: «Моя мама хочет спать!». Кстати, мама Евтушенко там присутствовала. И тут же оказалось, что у этого поэта в зале есть куча телохранителей, которые стали бегать по залу и пытаться меня изловить. Но это было довольно сложно, потому что я умело так бегал почти по головам. Это было уже во время первой войны в Чечне. И тогда они подумали, что я то ли чеченец, то ли еще кто. В общем, меня начали довольно грубо душить. Правда, сам Евтушенко узнал меня и начал кричать: «Не убивайте его!». И меня просто выбросили из зала  А.Б.

Участники:

Фотограф:


ИЗОБРАЖЕНИЙ НЕТ, только тексты

 

Дата: 26.12.1993

Автор: Группа без названия

Название: 100 лет МАО (Желтый дьявол в ГУМе)

Место проведения: Москва, ГУМ

Описание: Бренер в трусах приседал, Литвин и Мамонов растягивали пальцами глаза «в щелочки», Зубаржук и Ревизоров стояли с заклеенными купюрами долларов ртами.

Дополнение от И.А.Тапириани: Бренер кнричал, приседая: "Война! Диктатура!! Война! Диктатура!!"

Участники: Группа без названия (Бренер, Зубаржук, Литвин, Мамонов, Ревизоров)

Фотограф: А. Забрин

Дата: 01.01.1994

Автор: Александр Бренер

Название: Последняя истома

Место проведения: Москва, галерея М.Гельмана,

Описание: Бренер читал «Песню песней», держа во рту шнурки и перебегая от пышнотелой красавицы к томному юноше с обнаженной пиписькой, висевших в гамаках. (А.К.)

Участники: ????

Фотограф:

Файлы

 

(Описание А.К.

Дата: 1994

Автор: О.Мавроматти, А.Бренер, Д.Пименов

Название: Голод правит миром

Место: Галерея М.Гельмана

Описание: Многодневная голодовка с требованием: отменить постмодернизм,переименовать астероид в планету Пол-Пот,выплатить участникам перфа по 666 $)

Участники:

Фотограф:

(Листовка есть)

Дата: 28.01.1994

Автор: Группа без названия

Название: Языки

Место проведения: Москва, McDonalds на Пушкинской

Описание: Литвин и Ревизоров купили в ресторане McDonalds на Пушкинской коктейли и кетчупы, после чего четверо членов группы взяли Бренера на руки и, облив его принесенными продуктами, стали жадно слизывать с одежды Бренера смесь кетчупов и коктейлей. Во время «трапезы» Бренер громко стонал, а когда все было слизано члены группы уронили Бренера на землю.

Участники: Группа без названия (Бренер, Зубаржук, Литвин, Мамонов, Ревизоров)

 

Видео снимал И.Тапириани

фото И.Стомахин

Дата: 30.01.1994

Автор: Александр Бренер

Название: «Кожаный человек» («Человек в мыле»)

Место проведения: Москва, ЦСИ, выставка Identity-Идентичность

Описание: (Пока нет), (непонятно, какие читал стихи)

Участники:

Фотограф:

+манифест и текст Ромера


Дата: 01.03.1994

Автор: Группа без названия

Название: Акция на философском семинаре М.Рыклина памяти М.Мамардашвили

Место проведения: Москва, Институт философии

Описание: В середине семинара Литвин вдруг встал и, и бегая вокруг стола, громко запел песню Ника Кейва, а Бренер с ассистентом залезли на стол и стали делать минет.

Участники: Группа без названия (Бренер, Литвин)

Фотограф:

 

 

Иллюстрации - нет

Дата: 19.03.1994

Автор: Александр Бренер

Название: Свидание

Место проведения: Москва, Пушкинская пл.

Описание: (в текстах) А.Б. „I, Alexandеr Brener, reached a great breakthrough in post Koons art on February 19, 1994. Under the Pushkin statue on Pushkin Square in Moscow, I met with my wife Lyudmila who came to see me from Israel. Under this statue I asked her to carry out an act of love with me. I did not succed as my member did not stand up of which I informed the gathered crowd by shouting: “It doesn’t stand!“ Who else in our contemporary art culture may provide an example of such absolute statement.“ (Khudozhestvenny Zhurnal, iss. 4, 1994) 

Участники: Александр Бренер, Людмила Бренер

Фотограф: Трубников, И. Стомахин

 

 

 

видео тут

 


Дата: 01.04.1994

(на сайте XL сказано: "перформанс c 25 апреля по 3 мая" - И.Т.)

Автор: Александр Бренер

Название: Любит – не любит

Место проведения: Москва, галерея XL, совместная с А.Осмоловским выставка

Описание: В галерее XL я с орущим магнитофоном на шее демонстрировал свой зад. Эта была выставка - ну, я и решил просто показать жопу. Молодые люди часто хотят показать свое тело, предъявить его в качестве аргумента своего существования и присутствия в мире. Моей целью было показать, что я есть и что у меня есть свои желания и требования к этому миру. Это был такой телесный и духовный бунт. @А.Б.

Участники:

Фотограф: Дайян Ньюймаер

Также см выше

+ текст Мамышева из ХЖ

 

Дата: 01.05.1994

Автор: Группа без названия

Название: Россия во мгле

Место проведения: Москва, Дом художника на Кузнецком мосту

Описание: На вернисаже члены группы с криками «Россия во мгле» запалили дымовые шашки, а Бренер спреем стал писать на паркете «Чечня». На членов группы набросились художники МОСХа и выгнали на улицу.

Участники: Группа без названия (Бренер, Литвин, Мамонов, Д. Гутов)

Фотограф:

 

 

 

Иллюстрации - нет


Дата: 00.05.1994

Автор: Александр Бренер

Название:

Место проведения: Акция и на открытии выставки «Ubergange» (Alexandre Brener, Vadim Fishkin), Galerea Medium, Bratislava (Slovakia).

Описание: Нет

Участники:

Фотограф:


 

Дата: 19.05.1994

Автор: Александр Бренер

Название: Акция на открытии выставки «Художник вместо произведения или Прыжок в пустоту»

Место проведения:

Описание: «Современное русское общество напрочь забыло о бедном страдающем художнике, попавшем в вакуум всеобщего безразличия и этической неопределенности. Конечно, ветеранам эскапизма покойно в этой расслабляющей атмосфере, но что делать всем остальным? Даже неутомимый Александр Бренер, который не преминул выставиться «по-настоящему» и возник на вернисаже с дикими криками «Почему меня не взяли на эту выставку?», по шею облаченный в колготки, не вызвал ровным счетом никакой реакции. Секьюрити презрительно поморщились, а публика переспрашивала: «Это не Дмитрий ли Саныч кикиморой кричит?»» (Андрей Ковалев. Прыжок в пустоту над батутом).

Богдан Мамонов:

Бренер не рассчитывал, что акция продлится так долго, предполагалось, что его арестуют. А. Литвин, понимающий ситуацию и видящий тревогу Саши, подошел к милиции и тихо сказал: «Куда вы смотрите, надо брать». На что представители правопорядка также шепотом отвечали: «Не велено». 

Участники:

Фотограф:


 

Дата: 27.05.1994

Название: Вышка

Место проведения: Москва, бассейн «Москва»

Описание: Члены группы залезли на вышку, где Литвин стал пускать бумажных голубей из газет, Ревизоров кричал по-французски «Ублюдки», а Бренер мастурбировал.


Одна из лучших акций Александра Бренера прошла на вышке бывшего бассейна «Москва»: при всем честном народе он представил акт мастурбации. Под ним - православные с хоругвями, Вознесенский в шейном платке, Ольга Свиблова с сыном. Возмущению не было предела и ночь он провел в околотке. Чуть поздней Саша меня серьезно спрашивает: «А ты заметил, что на мне были красные трусы? Ты оценил этот колористический акцент?». Бренер был далек от иронии. Он был полон пафоса. Он создавал нетленное полотно. - Виктор Мизиано, «Esquire»:


Автор: Мне не нравилась ни эта затея с храмом, ни с выставкой, и я хотел просто показать, насколько не уважаю этих людей. Я пришел без всякого плана и вдруг увидел эту вышку. Мы с моим другом Сашей Ревизоровым забрались на нее. Вот мы залезли и... и я стал там дрочить. На этих людей и на милицию, которая там была. Они быстро залезли и сняли меня оттуда.

 

 

Дата: 01.06.1994.????

Автор: Александр Бренер

Название: Снега Килиманджаро

Место проведения: Москва, ул. Арбат

Описание: А. Бренер прыгал через веревку, растянутую между колоннами театра Вахтангова, поднимая её всё выше и выше, до тех пор, пока не упал и не обессилел, потом начал громить прилавки торговцев сувенирами.

 

Фотограф: И. Стомахин

 

 

 

 

 

"Если бы этот перформанс не был сделан в 1994 году, то он мог бы служить ответом на инсталляцию Э. и И. Кабаковых "Игра в теннис". Характерно, что у Бренера действие является не иллюстрацией к повествованию (как в псевдо-концептуализме), а производной от последнего (как в типичном перформансе).

В данной работе художник приглашает аудиторию засвидетельствовать тот факт, что он может в прыжке преодолеть высоту, о которой в детстве и не мечтал. 

На первый взгляд, спорным моментом, является контекст перформанса, который в некотором роде подвергает риску реализацию поставленной Бренером задачи. А именно - на исполнителе отсутствует спортивная форма. Прыжок осуществляется без необходимого оборудования, в неприспособленном к этому пространстве городской среды. И тем не менее, выступление художника осуществляется, на подготовленной площадке и вряд ли может рассматриваться как интервенция (в отличие, скажем, от его работы "Я - ваш новый руководитель"). Улица Старый Арбат, на которую Бренер выпрыгивает из глубины театрального прохода, в 1994-м была известным местом для разного рода перформансов, включая музыкальные концерты, кукольные представления, кришнаитские танцы, гадания по руке и прочие развлекательные мероприятия. Таким образом, мы имеем дело с неким вариантом уличного спектакля, на который к тому же заранее были приглашены зрители.

Подчеркнутая неспортивность действия отсылает к его знаковости: суть перформанса, заявленная художником как личный рекорд прыжка в высоту, уходит на второй план, выводя на поверхность задачу "игры" со зрителем. Один из результатов подобной манипуляции заключается в контрасте между серьезностью намерений автора (он даже цитирует Фрейда в намерении превзойти его) и недоверчивой, саркастической реакции публики. Последнее, несомненно, вызвано неконвенциональностью обстановки, в которой осуществляется акция, а также странностью поставленной задачи - кому вообще может быть интересен чей-то "личный рекорд"? В отличие от подобных спортивных мероприятий, центральным интересом главного участника является не сам по-себе "рекорд", не соревновательность (кто выше прыгнул), не то, кто победил (публика не была приглашена к участию), а желание избавиться от одного из своих комплексов:

"Приглашая вас сюда, я хотел, чтобы вы удостоверились в трагическом заблуждении Зигмунда Фрейда: все наши беды коренятся отнюдь не в каком-то эдиповом комплексе, а в бесконечной трусости. Чтобы превзойти еврея, нужен другой еврей. Будем же смелы. Сегодня перед вашим лицом я хочу поставить свой первый личный рекорд. Благодарю вас."

В попытке "вскрыть" авторские намерения, публика обращает их в шутку, ожидая, что вот-вот Бренер укажет на местонахождение скрытой камеры. Однако этого не происходит. К всеобщему удивлению, происходит прямо противоположное: Бренер подчеркивает серьезность своих намерений актом вандализма. Он "изгоняет торговцев из храма", где только что имел место смелый и мужественный поступок, одновременно трусливо убегая от преследующего его "торговца". Судя по следующим акциям Бренера (особенно в музее Штеделик), этот комплекс ("бесконечной трусости") оказался им окончательно преодолен.

Т.о. Бренер ведет "борьбу" с самим собой, приглашая зрителя быть его арбитром и свидетелем.

Вера Бренера в силу искусства встречает обратный аналог - паразитирования на этой силе - в инсталляции Эмилии и Ильи Кабаковых "Игра в теннис".

Здесь на первый план выходит развлекательный аспект спортивного "состязания". Никакого смысла в действия на теннисном корте не вкладывается. Участники получают удовольствие от того, что могут себе позволить в некотором роде шалость. Если у Бренера зрителю выделяется важная функция арбитра, свидетеля процесса преодоления художником детских комплексов, то здесь зритель становится пассивным свидетелем триумфального отсутствия каких-либо комплексов в принципе. На развлекательность акции указывает, прежде всего, наличие спортивной атрибутики (соответствующая одежда, сетка, ракетки, разлиновка пола) при полном неумении ею пользоваться. Собственно, наличие колонны в центре зала придает еще большую юмористичность происходящему. Опасность выглядеть смешно в глазах зрителей нивелируется интеллектуально-подогретыми диалогами на грифельных досках, что позволяет "гениям" немного подурачиться. В будущее их уже взяли. Теперь можно и отдохнуть."   http://j-volfson.livejournal.com/145767.html

vash_pasha :

как еще мне кажется, упоминаемая "трусость" прямо связана с другой акцией бренера - совокуплением с женой на пушкинской площади, и криком художника "не получается!", главным смысловым моментом акции. вообще, тематизация нерешительности - важная для московского концептуализма штука: работа альберта с надписью "в моей работе наступил кризис, я растерян, я не знаю что делать", да и этот теннис кабакова и гройса тоже имеет к этому отношение. однако вы правы в том, что теннис кабакова и гройса это декоративное развлечение.

j_volfson :

тематизация "отчаяния"

верно. уточню - в "не получается" и у альберта, по-моему, должна идти речь о тематизации некого варианта "отчаяния", а не трусости. фрустрации, разочарования. несомненно, важная тема для русского искусства. на западе "отчаяние" - признак бессилия, что еще хуже шизофрении, поэтому редко проблематизируется в бытовом контексте. 

у бренера в упомянутой акции легитимация данного комплекса очевидна, поскольку, кроме прочего, имеется прямая отсылка к кунсу-чичолине. в его высказывании из хж - в книге у ковалева: "я, александр бренер, совершил великий прорыв в посткунсовское пространство искусства. под памятником пушкину..."

действительно, "прыжок в высоту" - явная попытка преодолеть этот комплекс. ваша интуиция о связи этих проектов - гениальна.
...в связи с этим, интересно - "получилось" ли у бренера на вышке в бассеине москва? или очередная неудача побудила его к выпрыгиванию на старый арбат?..

на фоне всех этих страстей "игра в теннис" - явный декаденс отчаявшихся. поэтому небольшая встряска им не помешает.
...может, мне стоит переименовать жж в журнал тотального критицизма из любви к искусству или что-то в этом роде...)


 

Дата: 01.06.1994

Автор: Александр Бренер

Название: Серия акций на выставке «Конформисты» (вместе с Б.Мамоновым)

Место проведения:

Описание: Перформанс Бренера на выставке «Конформисты». Бренер начал свой перфоманс с «беспрекословного поедания лука»: стоя с изнаночной стороны автопортрета Мамонова, он громко ест луковицу. В глазах Бренера стоят слезы (от лука), в глазах марата тоже (от волнения), в глазах зрителей - от сопереживания искусству). Потом безумный Бренер громко гикает, стоя в воде босыми ногами (акция «Непрерывное стояние в воде и гыканье»), потом читает стихи Пушкина; пускает слюни; опять гикает, и опять раз ест лук. Лицо художника искажено мукой, он кричит как раненый зверь, он мокрый и от него несет луком. Затем Бренер переходит к акции «Кровавое вколачивание скрепок»: он обнажает ягодицу и степлером продырявливает себя насквозь. Крови нет, но на коже виден багровый след. +

Участники:

Фотограф:

 

На "Конформистах" я показывал серию огромных автопортретов, а-ля Жерико, они стояли на полу, как бы проваливаясь в него. Ну, а Бренер должен был презентировать себя самого – либо в конфликте со мной, либо в союзе. Работа шла очень забавно: я писал портреты (почти год), а Саша мне звонил, чуть ли не каждый день и предлагал новый проект, начиная с каких-то альбомчиков с фотографиями его тогдашней обнаженной жены, в эстетике пост- концептуализма, вплоть до распятий, которые должны были висеть на крестовине подрамников. В результате последнее решение родилось за день до выставки – восемь перформансов, в которых он читал стихи, ел лук, вбивал себе в зад скрепки степплером.

Можно оценить в целом стратегию Бренера до "Конформистов" и после них, вплоть до знаменитой акции в музее Стеделейк. Как многие помнят, на первом этапе он выбрал позицию "неудачника", "униженного". Но в дальнейшем поведение Бренера приобрело отчетливо агрессивный характер, жертвой которого становилось чужое искусство и фигуры из арт-сообщества. Пожалуй, именно "Конформисты" и стали переломной точкой в его практике, тогда впервые унижению были подвергнуты работы другого – в данном случае, мои.
. Б.Мамонов http://azbuka.gif.ru/critics/peremeny/

((Требуется более точное описание!!!) «измерение члена». Кричал «Кулик, неси черепаху»??

Авторы описания:

http://nln.livejournal.com/44382.html

http://tapirr.livejournal.com/293170.html

+ тексты 

Дата: Сентябрь 1994

Название: Химеры, ко мне!

Место проведения: Москва, Центр Современного Искусства

Описание: Однажды в Москве Бренер после открытия своей выставки призывал идти на штурм Кремля. Публика осталась допивать и доедать фуршетные угощения, но пара человек поплелись за ним и потом рассказывали, как он стучался в калитку в Спасской башне и объяснял милиционеру, зачем пришел.


Видео: фрагмент есть тут

с 24`34


 


Дата. 23.11. 1994

"Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером".

Автор: О.Кулик А.Бренер

И вот я рассказал Марату об этом плане – полаять собачкой, он молчал-молчал, а потом как заржет! И говорил: "Отлично, когда?". Вначале я думал приковать себя цепью к галерее – к пустой галерее – и не пускать туда народ. Но я очень боялся быть неубедительным – голый, на четвереньках, да это просто смешно! Я дома потренировался, вот, говорю, посмотри, Люда – а сам разделся, встал, крикнул "Ав!". Люда чуть не упала со смеху, ну, просто ужас! Я стал лихорадочно думать, как спасти положение – думаю, цепь нужно длиннее сделать, чтобы обрести динамику. Из-за длинной цепи люди встанут полукругом, и после я хотел вырвать цепь из стены, чтобы носиться уже свободно. Я обсуждал проект с Сашей Бренером, объяснял ему, что хочу выпасть из плоскости человеческого существования и вдруг подумал – так ведь Саша как раз это человеческое существование и воплощает в самой выразительной форме – такой непризнанный нищий поэт, романтик с большой дороги. Предложил ему участвовать. Саша мне возразил: "Нет, это не мой перформанс". Я стал его убеждать, что перформанс – наш, совместный. И тогда он сказал, что название должно быть его. Я- то называл для себя это просто "Безумный пес". Но приходит через три дня Саша и говорит название: "Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером". Сам он тоже решил раздеться, но – до трусов и ботинок, что должно быть напоминать образ борца. И еще – на протяжении всего действия он произносил только одну фразу: "В бездарной стране", это из Вертинского.

И вот пришел день выставки, 23 ноября. Холодно, и у меня такой мандраж начался, казалось, ну, ничего не получится. Сижу в галерее, долго наматываю себе скотч на ноги, а он липнет к волосам, неприятно. Бренер ходит из стороны в сторону, Марат сидит у себя в кабинете. Нет драйва, нет никаких сил. А на улице холодно, и зрители, пришедшие на вернисаж, стучат, скандалят, чуть ли не всю Якиманку перекрывают. Марат спрашивает: "Ну, вы готовы? " А я кричу: "Нет!" И тогда он как заорет: "Блядь! На хуй! Давайте веревку!" – я растерялся, а он побежал к двери. Мы потрусили за ним, он выбил из двери палку, которой мы забаррикадировались, бах! Какому-то оператору по голове досталось. Ну, а я вылетаю на этой волне, как в какой-то отключке, ничего уже не соображаю. Потом я был весь исцарапанный, избитый, в грязи, мне машина рассекла плечо боковым зеркальцем. Один раз меня Бренер просто спас – машина была между нами, а мы – скованы цепью, которая висит перед машиной. И если бы он газанул, мне вообще могло бы голову оторвать. Но Бренер закричал на водителя, а я перепрыгнул через капот. Но ничего этого не ощущал, и просто не помнил, как прошли эти семь минут нашего перформанса. По ощущению, это вообще вечность. Так как была жизнь до этого и наступила жизнь после. А то, что между – вообще не поддается измерению. Потом подъехала машина, которая меня ждала, водитель вылил бутылку водки, чтобы смыть с меня грязь и продезинфицировать как-то – и меня начало дико рвать. Я упал в машину, а Саша говорит: "я пойду, послушаю, что говорят" – и убежал. Собственно, на этом наше сотрудничество и кончилось.
http://azbuka.gif.ru/critics/skazhenyi-pes/

 

 

Дата: 00.09.1994 (Осень)

Автор: Александр Бренер

Название: Перформанс на открытии выставки «Наглые, бесчувственные...», куратор – Анатолий Осмоловский

Место проведения: Москва, галерея «Риджина»

Описание:

Участники: ????

Фотограф: «Русский взгляд»

Ираклий Тапириани: АБ пританцовывал на полочке, под которой на стене была проекция фотографии отца Бренера. При этом монотонно произносил свое стихотворение: "Ухо-горло-нос // Сиська-писька -хвост" (http://tapirr.livejournal.com/1558771.html)

 

Дата: 01.12.1994

Авторы: Александр Бренер, Ярослав Могутин

Название: Они думают, что мы будем убивать друг друга

Место проведения: Москва, галерея М.Гельмана

Описание:

На эту акцию опоздал. На фотках видно, что сначала они босиком ведут какую-то дискуссию с Виктором Мизиано. 

Богдан Мамонов: "Точно помню, что произошел ритуал «обмена кровью». Возможно, он и вызвал опасения могутина, хотя я не помню этого. А смущение последнего вызвал другой эпизод. Акция строилась, как серия «заданий», которые участники давали друг другу. Так вот перед очередным раундом Бренер прочел довольно длинный рассказ о маленьком мальчике, связанный с актом дефекации. После этого он объявил Могутину, что сейчас предложит ему задание. Тут Могутина, в самом деле передернуло и он заявил, что недавно посетил туалет и вряд ли сможет исполнить задание. На это Саша, переменившись в лице, начал убеждать оппонента, что у него такого и в мыслях не было, после чего предложил последнему исполнить, что-то действительно вполне невинное.
Участники:

 

фото И.Стомахин

(Требуется более подробное описание)

Дата: 01.01.1995

Автор: Александр Бренер совместно со «Студией по-настоящему хороших работ»

Название: «Архитектура»

Место проведения: Москва, Здание Министерства обороны

Описание: пытался прорваться в Министерство обороны, чтобы надеть на министра домашние тапочки. 

 

И.Тапириани: Справа и слева от входа стояли, олицетворяя собой атлантов или ещё какие-то архитектурыне излишества четыре человека (один на плечах другого с одной стороны и с другой стороны). По центру Бренер звонил в здание Министерства обороны, держа в руках мягкие домашние тапочки. Он хотел вручить их министру. поскольку Бренеру не открыли (а только смотрели в звонок), он стал совершать тапочком наступательно-возхвратные движения, таким образрм предлагая военному министу заняться с  тапочком онанизмом.

Участники:

Фотограф:

«Студией по-настоящему хороших работ» – что это такое

(Нужно уточнить), есть видео

 

Дата: 01.02.1995

Автор: Александр Бренер

Название: Первая перчатка

Место проведения: Москва, Красная Площадь

Описание: Алексей Цветков: «Я помню морозный день, все ту же Красную площадь, 95-ый год. Александр Бренер в одних боксерских трусах и таких же перчатках, разминается на пятачке Лобного места, пробуя ударами невидимого противника и кричит: «Ельцин, выходи!». Я стою на перилах Лобного и размахиваю большим черным флагом с изображением красного злого ощетинившегося кота. «Выходи, подлый трус» - кричу я, стараясь, чтобы слова перелетели через зубчатую стену, достигли ушей президента. «Ельцин, выходи!» - кричит Бренер, боксируя воздух. «Выходи, подлый трус!» - снова и снова повторяю я, поднимая знамя как можно выше, чтобы президенту было из окна видно. Через несколько минут к месту действия подъезжает машина с мигалкой и вышедшие из нее недовольные люди в форме все заканчивают. «Он играет только в теннис!» - сокрушенно кричит боксер Бренер, усаживаемый в авто. Времена прямой античной демократии, когда каждый гражданин мог дотронуться до своего избранника и обменяться с ним посильными соображениями, прошли безвозвратно, избранников теперь «транслируют» с помощью ТV, от их имени вещают уполномоченные лица и непосредственность общения в общественной жизни давно уже недостижима. Это были наглядные похороны иллюзий о прямой демократии. Многие тогда увидели это на конкретном примере. http://www.respublika.ru/forums/archive/showItem?stream=forums/63379&item=487699

Участники:

Фотограф:

 

 

+ Тексты

Дата: 11.02.1995

Автор: Александр Бренер

Название: Чечня!

Место проведения: Москва, Богоявленский кафедральный собор (Елоховский)

Описание: Во время службы в Елоховском соборе неожиданно выбежал к алтарю и стал кричать: «Чечня! Чечня!». Разбрасывал листовки с заявлением о том, что он, гражданин Израиля берет все грехи России на себя. Позднее он объяснял, что так пытался предложить себя прихожанам в качестве Иисуса Христа потому как он тоже - сын человеческий, во-вторых, ему 33 года, в-третьих, гражданин Израиля.

Участники:

Фотограф: Алексей Бойцов

 

Бренер Чечня Елоховский собор

искать листовку

Дата: 11.05.1995

Автор: Александр Бренер

Название: «Чего не доделал Давид»

Место проведения: Москва, Лубянская площадь

Описание: Автор пересек очень плотный поток машин вокруг того места, где ранее стоял памятник Феликсу Дзержинскому, размахивая руками кричал «Здравствуйте, я ваш новый коммерческий директор».

Участники:

Фотограф:

j

 

(Или «Все в порядке! Продолжайте спокойно работать! Я ваш новый коммерческий директор!)

Август, 8 1995

Во время записи передачи «Тема» в четвертой студии «Останкино» художник Александр Бренер избил нескольких участников передачи и ведущего - Дмитрия Менделеева.

"Бросился к камере, размахивая окровавленным носовым платком, и стал кричать, как когда-то - по легенде - кричал Галилей "Все-таки она вертится".

Мегаполис-Экспресс, Москва; 20.03.1996 01:55; 11

88888888888888888888888888888888888888888888888888

Дата: Июнь 1995 (сюжет ТВ - 16.06.1995) 

Название: «Жжёт!»

Место проведения: Дом актёра, Арбат, Москва (на вечере Д.А.Пригова)

Описание: На вечере в Доме актёра на Старом Арботе Пригов читал свои стихи. Бренер начал кичать "Жжет!", зашёл на сцену, ходил по сцене, по креслам...

 

 

 


Дата: 27.06.1995

Автор: Александр Бренер

Название: Метание сырых яиц в ничтожеств

Место проведения: Галерея М. Гельмана, Политехнический музей, Москва

Описание: 27 июня 1995 «Партия под ключ». Политехнический музей, Москва

Осенью 95-го года в московском Политехническом музее состоялся арт-турнир «Партия под ключ». Политтехнолог Ефим Островский предложил звёздам акционного искусства тендер на пользование бесхозной, но уже зарегистрированной в Минюсте политической организацией. Основными соискателями были Олег Кулик (Партия животных), Анатолий Осмоловский (партия «Паника»), Александр Бренер. Выступления были предсказуемо неожиданными – так, Бренер от имени своей Партии неуправляемых торпед забросал зал тухлыми яйцами.

http://www.slon-party.ru/reading/paper/paper_1/paper_1-sid.html

Участники:

Фотограф:

Файлы

НЕТ


«Сегодня» N 120 (478). 30.06.95

«Мегаполис - Экспресс» N 26.

«Вечерний клуб» N 125 ( 1008 ). 29.06.95

«Коммерсант -Daily» 01.06.95

(Запрос в галерею Гельмана)

 

Дата: 29 сентября 1995

Автор:  Александр Бренер

Название: "Так вы любите красоту?"

Место проведения: галерея "Риджина", Москва

Описание About 1994 the well known American curator Dan Cameron came to Moscow to make an exhibition in a rich gallery called Regina. This international project was called “On Beauty” and there were artists from America, Europe and Russia. Among others Dan Cameron invited me (A. Brener) but later he cancelled my participation. I think it was an intrigue by some organisers of this project. But this cancellation didn’t stop me and I invited myself. So I bought I really beautiful bouquet of roses and went to the opening. I went directly towards Cameron and he smiled. I asked him: “Do you like beauty?” and started to beat him with the bouquet of roses. He was completely shocked. Nobody helped him.The Necessity Of A Cultural Revolution
(Alexander Brener, Barbara Schurz; 02/2002

  ФОТО НЕТ!!!!

Дата: 10–13.10.1995

Название: Street Fighter and His Limits, три уличных акции

Место проведения: Любляна (Словения) , ежегодный фестиваль Urbanaria, проводимый Soros Center for Contemporary Arts Slovenia

Описание:

1) Маструбировал на главной площади Любляны.

2) Вскарабкался на балкон Оперы, после чего, одетый как боксер, с силой разбил старинное толстое стекло одного из окон. В результате документация этой акции не была включена в итоговый каталог проекта.

3) Публично блевал на парадном крыльце отеля Slon.

 


 

   

Ноябрь,  1995

На Осенней выставке (к 5 летию галереи  М.Гельмана.Москва, Дом Художника на Кузнецком, 11.

Разбил стекла и другие выставленные объекты.

            

Дата: Ноябрь 1996

Название: Бросание кетчупа в посольство Белоруссии

Место проведения: Москва, Покровка

Описание: А.Б.: Тогда в Европе проходило соревнование воздушных шаров. Из Польши на территорию Белоруссии залетел шар. И белорусская артиллерия сбила его. Два спортсмена погибли. Я пошел и купил бутылки с кетчупом. Написал листовку против Беларуси. Начал бить стекла. В посольстве решили, что это чуть ли не террористический акт. Меня очень сильно побили. Начался процесс. Тогда я просто поехал в Шереметьево, сел на самолет и улетел.

Another work was an attack of the Belo Russian embassy in Moscow with ketchup bottles. At the time a bullshit international scandal took place. During some sport event American sportsmen entered the Belo Russian air space on a balloon and Byelorussia artillery shot them down. Both Americans died and then the Belo Russian authorities tried to cover this incident. I’m not a fan of American sportsmen but I took three bottles of ketchup, invited journalists and started to throw the ketchup into the window of the Belo Russian embassy. Then I was beaten by a policemen and there was a trial but I have an Israeli passport and I escaped.

The Necessity Of A Cultural Revolution
(Alexander Brener, Barbara Schurz; 02/2002)

 

" Бренер бомбардировал здание белорусского
посольства бутылками с кетчупом и разбил два окна,
предварительно раздав приглашенным зрителям
л и с т о в к у с т е к с т о м п р о
« у с а т о г о Л у к а ш е н к о » , п р о
«разгул смерти, холопства и правительственного
разврата в Белоруссии», а также про «мужество
каждодневного поведения» и «войну камней против
дряни и мерзости власти». Чуть позднее, как бы
о б ъ я с н я я с в о й о т ъ е з д , м е т а т е л ь
кетчупа писал: «Критики и художники не
поддержали меня. Я сделал свою работу, но
журналисты отказались делать свою. Они не
рассказали о моем отчаянии и моей ярости (по адресу
минского «тирана и убийцы». – «Итоги»). Наоборот,
они предложили начать судебный процесс. Но я не
хочу играть в их игру. Я намереваюсь стать
диссидентом и наносить удары из темноты, а не
участвовать в игре, которая заранее проиграна».
Фёдор Ромер
Итоги. 2 февраля 1999

Фото нет, есть видео

Искать листовку

 

Дата: 02.02.1996

Название:Выступление и акция на выставке Interpol

Место проведения: Швеция, Стокгольм, Fargfabriken

Описание: Виктор Мизиано: Вернисаж (проекта Interpol) начался с перфоманса Бренера, который усевшись за ударную установку напротив входа в помещение долго (часа полтора) бил в барабаны и исторгал в такт нелепые гортанные звуки, после чего, отбросив барабаны бросился к волосяным шпалерам Венда Гу и начал срывать их вниз. Доведя разрушение до нужной ему стадии, он выбежал из зала.

 

 

 

 КУЛЬТУРНЫЕ ВОЙНЫ
Вечером, за день до открытия, Гутов закончил свою «Тайную в е ч ерю», и все к у р а т о р ы и художники выставки были приглашены им на
ужин с блюдами из морепродуктов. Как только все начали угощаться, Бренер изрек: «Это сотрудничество м е ж д у В о с т о к о м и З а п а д о м несостоятельно». Я ответил на его реплику: «Вот вы говорите, что сотрудничество несостоятельно. На самом деле несостоятельны ваши романтические представления о сотрудничестве».

<…> Во время открытия выставки русский художник перформанса Александр Бренер принялся играть на барабанной установке прямо перед моей нсталляцией, одновременно издавая вопли. Я внимательно следил за ним, п о с к о л ь к у з а п и с ы в а л его выступление на видеокамеру.
Наблюдая за художником через объектив, я заметил, что в эмоциональном плане он остается безучастным к тому, что делает. И даже внимательно следит за поведением публики, отмечая, в частности, каждое мое движение.

На какое-то время я вышел из зала в соседнее помещение встретить друзей. Уже через минуту ко мне бежал немецкий художник и кричал, что Бренер уничтожил мою работу. Я тут же вернулся в зал, где застал публику, около тысячи человек, в абсолютном безмолвии– потрясенные зрители смотрели на
мою инсталляцию. В тот момент меня переполняли эмоции, такого со мной еще не происходило. Инсталляция выглядела как после б о м б е ж к и , устроенной террористами. Минут через десять публика пришла в себя, кто-то позвонил журналистам, на местные радио и телевизионные станции, а рганизаторы выставки сообщили в полицию. Французский арт-критик Оливье Зам возмущался: «Это настоящая неофашистская акция!»
<…> Приехавшие журналисты взяли интервью у меня, Жана Амана и Виктора Мизиано. Мизиано сказал одному репортеру: «Вообще-то акция создала все у с л о в и я д л я д и а л о г а и сотрудничества между Восточной и Западной Европой вместо разрозненного участия художников в выставке».

Французский критик Зам попросил меня снять работу: «Это уже не ваша работа. Она пострадала от фашистов». Но к тому времени я
снова обрел способность мыслить здраво и ответил: «Моя работа, что бы с ней ни случилось, остается моей работой. И какой бы смысл ни
проистекал из нее, это символ и доказательство ее существования». Если так, то где же замысловатые диверсия и стратегия, очевидные в
«тихом насилии» туалета, коробки с дерьмом и порнографических фотографий? <…> Бренер не учел искушенности современных средств
массовой информации – на его старомодный эпатаж едва ли обратят внимание. Вместо того чтобы объяснить свои действия,
Бренер тут же скрылся. В нем нет мужества террориста, готового к самопожертвованию ради собственных убеждений. На пресс-
конференции он заявил, что выставка не имеет под собой н и к а к и х   о с н о в а н и й , ч т о   сотрудничество Востока и
Запада несостоятельно, а работе Венда Гу вообще не место на выставке.

Венда Гу
Репортаж с международной выставки «Интерпол»,
Нью-Йорк, США. 25 февраля 1996

Дата: 31.10.1996

Название: Batman Forever

Место проведения: Берлин, пресс-конференция European Art Forum

Описание: Под Рождество 1996 года Бренер вознамерился сорвать берлинский European Art Forum - важную ярмарку частных галерей, своего рода апофеоз торговли современным искусством.

План у Бренера был такой: облачиться в костюм Бэтмана, ворваться на пресс-конференцию устроителей, учинить переполох, а журналистам вместо пресс-релизов форума раздать манифест Бренера с призывами уничтожить торговлю святым искусством и капитализм вообще. Маску Бэтмана Бренеру должен был прислать спонсор - средней руки кинопродюсер из Лос-Анджелеса. В ожидании маски мы закупали реквизит - водяной пистолет для расстрела воротил арт-бизнеса, игрушечную бейсбольную биту для их избиения, печатали листовки. Я нарисовал в компьютере бланк одного солидного московского журнала и по этому бланку аккредитовал нас с Бренером на форум как корреспондентов. Маски из LA все не было - мы отправились в магазин сувениров Warner Bros и наворовали там все необходимые атрибуты бэтманства.

В день открытия форума все пошло вкривь и вкось. По дороге на передовую безбилетного партизана Бренера поймал контролер и потребовал 60 марок штрафа. На двоих у нас нашлось только сорок, и от ареста Бренера спасли только израильский паспорт и мои уверения, что он - великий художник, едет совершать великую акцию и никак не может думать о мирском. На пресс-конференции Бренер поразмахивал битой, покричал Batman Forever! и пострелял в устроителей. Его вывели, устроители вытерли салфетками воду (Бренер наотрез отказался зарядить пистолет красными чернилами) и объяснили журналистам, что это безумный Александр Б., необходимый искусству как гвозди для подвески картин. (Н.Клименюк)

 

Здоровый дух снобизма позволил журналистам с энтузиазмом воспринять демарш
Александра Бренера. Он прервал пресс-конференцию воплями «Batman forever» и разбрасыванием листовок, в которых ярмарка характеризовалась как капиталистический форпост. Бренера выдворили, но журналисты провожали его смехом и долгими аплодисментами (которых не удостоились выступавшие), так что председателю собрания пришлось взять на себя роль конферансье и сказать:
«Это был Александр Бренер, Россия!»
Екатерина Дёготь
Коммерсантъ-Daily.
2 ноября 1996

 

Oct. 31, 1996
After about the third speech I began to nod off, but I was roused by the apparition of a man in a Batman T-shirt who stormed the conference yelling «Batman forever!» while swinging a whirring toy, lasso style over his head. Everyone sat in stunned silence until he proceeded to squirt our distinguished hosts in the face with a water gun. As he was being «escorted» out, he threw a handful of flyers into the air which urged everyone to boycott the fair so as not to support an «corrupt elite art mafia

Участники:

Фотограф:


Кто автор описания??

Дата: 04.01.1997

Название: Без названия

Место проведения: Амстердам, Стейделик

Описание: On Saturday morning January 4th 1997,Brener after supposedly travelling to Amsterdam for the express purpose of damaging the painting sprayed a green dollar sign on the work. The oil on canvas painting depicts a white cross on a light grey background and Brener said he intended the dollar sign to appear nailed to the cross.

Brener surrended himself to museum security and in a statement made later to police demanded his work be viewed as a protest against «corruption and commercialism in the art world»1 and as such, performance art.

The Amsterdam Criminal Court felt otherwise and sentenced Brener to ten months imprisonment. Five months were suspended (with the time spent in pre-trial detention subtracted), and two year's probation during which time he was prohibited from entering the Stedelijk Museum. Brener supposedly engaged in a hunger strike during his prison term as a protest against the harsh penalty imposed on him.

In court Brener is recorded as saying 'The cross is a symbol of suffering, the $ a symbol of trade and merchandise. On humanitarian grounds are the ideas of Jesus christ of higher significance than those of the money. What I did WAS NOT against the painting, I view my act as a dialogue with Malewitz.

12 февраля 1997 - суд

 


Дата: 12.10.1997

Автор: Александр Бренер, Барбара Шульц

Название:

Место проведения: Любляна, галерея Kapelica

Описание: Vuk Cosic vuk@kud-fp.si: Рerformance/exhibition by Alexander Brener and Barbara Schultz in the Kapelica Gallery, Ljubljana, Slovenija. Something was suspicious when during the Mark Pauline lecture (about two weeks ago) the gallery curator Jurij Krpan told me that he is deeply shocked with Brener's tech list. He said Brener asked for few nails to hang some drawings and that's it. And really, Alexander have written a nice and calm manifesto on the gallery wall claiming at the end something like: Long live art, terrorism is the thing of the past.... After we all had a chance to read this, and after we saw several bad (xeroxed) drawings on the wall, a performance started. Barbara has put on a haloween mask and started burning those copies, badly overacting and altogether doing a lousy show for the present photographers and cameramen. After about five minutes of this, Alexander took a similar mask and with a can of spray paint broke the window of the gallery.... As soon as this was done he sat in a supermarket shopping cart and Barbara drove him around the crowded gallery for five minutes while he was screaming.... http://mail.v2.nl/v2east/1997/second/0191.html

 


Дата: 11.01.1998

Автор: Александр Бренер, Барбара Шульц

Название:

Место проведения:

Описание: А.Б., Б.Ш.: В январе 1998 года мы предприняли попытку сопротивленческой акции в «East Side Gallery». Ранним воскресным утром мы пришли к пресловутой Берлинской стене, имея при себе два ведра с серой краской, вальки для покраски стен и пачку листовок. Мы начали закрашивать (уничтожать) граффити, стараясь вернуть Берлинской стене ее первоначальный вид. На уже закрашенные плоскости мы клеили листовки с текстом. Содержание текста было следующим: «Попытка закрасить граффити Берлинской стены («East Side Gallery») — это политический жест. Он иллюстрирует очевидный факт: Берлинская стена существует. Она существует не материально, но как символическая граница, отделяющая «своих» от «чужих», изобилие от нищеты, Объединенную Европу от варваров. По-прежнему мы существуем в пространстве примитивных оппозиций, продуцируемых властью, несмотря на все деконструкции, предпринимаемые интеллектуалами. Мы больше не верим в эффективность этих деконструкций и поэтому совершаем попытку физического вмешательства, чтобы выразить наш скептицизм, наше неподчинение и наше сопротивление (Подписи)». Через пятнадцать минут после начала акции мы были арестованы полицией, но еще через три часа освобождены. По словам следователя, дело должно было быть передано в суд.

January 11, 1998.

This attack caused the greatest public indignation in comparison with the other attacks. The villain declared that his vandalism was a form of art. Furthermore, he carried out speeches and discussions including video and slide presentations, he informed the media and earned money with it. He was arrested without any resistance. Then his particulars were established and he was set free. He headed towards Moscow, only to reappear in Berlin a few months later with commercial activities concerning his destruction of the Vaterland / Fatherland- flag.

Участники:

Фотограф:


GUNTHER SCHAEFER



Якобы, где-то есть видео.


 

 


 

Дата: 03.06.2000

Автор: Александр Бренер, Барбара Шульц

Название: Без названия

Место проведения:

Описание: Alexander Brener, performance at Manifesta 3, Ljubljana, 3.06.2000

А.Б., Б.Ш.: What was the action of Alexander Brener, supported by Barbara Schurz, his partner, at the Manifesta 2000 in Ljubljana? One day before the official opening of Manifesta, at the official press conference of Manifesta, that took place in one of the big halls of Cankarjev dom in Ljubljana, when approximately ten people from the Manifesta organizational core: curators of Manifesta, the director of Cankarjev dom and the president of the national board of Manifesta etc., were seating in front of the audience, presenting themselves, ready to take questions from the audience, Alexander Brener started his action. Brener started to write on a huge special projection screen, behind the table around which the Manifesta core organizators were seating in front of the public, words, sentences as: Liberal servants of global capitalism fuck off, etc. Then he moved in front of the long press conference table, and helped by Barbara Schurz, who delivered their written statement, painted and partly destroyed the table. Brener then laid on it, waiting for the Cankarjev dom security guards to come to remove him, while they were already removing Barbara Schurz, who was screaming.

Участники:

Фотограф:

делать запрос, Ким Левин, Ирвин

 

Дата: 14.09.2000

Автор: Александр Бренер, Барбара Шурц

Название: Без названия

Место проведения: Прага, фестиваль перформансов Prazsky parni valec (Пражский паровой каток)

Описание: В рамках фестиваля Бренер сделал два перформанса совместно с Барбарой Шурц, оба на улице Narodni trida (Народни тршида) перед Галереей Вацлава Шпалы (Galerie Vaclava Spaly). Перед галереей собралось около тридцати зрителей. В начале Бренер появился на улице с жестянками привязанными к ногам и некоторое время ходил взад и вперёд. Жестянки, стуча о тратуар, издавали неприятные громкие звуки. Потом Бренер подошёл к художнику Скипу Арнолду (Skip Arnold), перформанс которого состоялся в той же галерее за день до этого, и плюнул ему в лицо. После этого Бренер несколько раз харкнул в бумажный носовой платок и пытался дать его кому-нибудь из зрителей. Шурц в это время несильно била зрителей кулаками, давала им пощёчины и тп. При этом она выкрикивала имена художников, участвующих в фестивале. На следующей день в пражском клубе Roxy состоялась лекция – Бренер объяснял принципы своей работы. Во время его выступления Скип Арнолд взял слово и выругал Бренера за вчерашний инцидент. Произошла публичная ссора. Бкренер объяснил свой плевок тем, что Арнолд его рассердил, плохо сделав свою акцию (он непродолжительное время, раздетый до пол тела, свешивался вниз головой из окна галереи). (@Вацлав Магид)

Участники:

Фотограф:

 

Дата:

Автор: Александр Бренер, Барбара Шурц

Название:

Место проведения:

 

 с 2000 по 2008 здесь пока пробел

Дата: 24.09.2008

Автор: Александр Бренер, Барбара Шурц

На конференции "Насилие к выносливости: экстремальное кураторство"

Место проведения: Лондон, Институт современного искусства (ICA)

 Конференция в лондонском Институте современного искусства (ICA) под названием "Насилие к выносливости: экстремальное кураторство", проходившая 24 сентября, была посвещена анализу творчества художников-перформансистов, использующих неконвенциональные жесты в качестве основообразующих для своих акций. Обсуждались вопросы экстремального кураторствa, стратегии шока и связь между искусством и насилием. В число докладчиков вошли проф. Дороти Брилл - лектор и куратор Музея современного искусства, Франкфурт, перформансист 1960х Стюарт Брисли, кураторы Лорен Врайт и Ясмин Канвин, политический художник-новелист Стюарт Хоум и скандальный собакоед Марк Макгован

(Со слов очевидца): "Представьте, вы приходите в ICA, садитесь и слушаете выступления участников конференции, время от времени занося мысли в блокнот. Периодически выступления прерываются 50-летним мужчиной с жестким русским акцентом, говорящим: "Чушь, все это не шокирует". Затем этот мужчина встает и выходит вперед (он сидел в первом ряду). Он расстегивает ремень, снимает штаны и испражняется прямо себе в руку. Затем надевает штаны, застегивает ремень, подходит к мужчине в центре президиума и опускает дерьмо в его стакан с водой. Затем с победоносным видом  садится обратно на стул...

...Возможно, такое странное поведение Бренера объяснимо составом ведущих докладчиков. Брилл - элегантная молодая женщина (принадлежащая к "роскошно-серой" школе кураторства), и если вы причисляете себя к арт-революционерам, тo ee фигура, вещающая о стратегиях шока, вполне может вызвать раздражение. Брисли, с другой стороны, один из наиболее известных скандальных перформансистов 1960х. Он  также известен тем, что организовал английский Музей Испражнений - wебсайт, посвященный исследованию навоза, грязи, эскрементов и т.о. Возможно, Бренер хотел проверить - как далеко может зайти любовь Брисли к дерьму. Тот факт, что тот покинул помещение, говорит о том, что не на столько далеко, чтобы шмякнуть его  в собственныйстакан с водой...
"

Акцию эту , судя по-всему, обсуждали еще целый день после конференции.

Один из выводов, который я сделала для себя - Бренер обозначил разницу между текстом и действием, говорением о шоке и шоком. Показав, что между ними нет ничего общего, таким образом попытавшись снять "значимость" конференции или критики перформанса. Он также показал разницу между "шоком по договоренности" и настоящим шоком (описано по ссылке выше - consent to shock, т.е. например когда зритель идет на фильм ужасов,  сознательно подвергая себя визуальному насилию). Достигают ли художники того, о чем они говорят, или же результаты их действий зависают где-то в процессе осмысления значимости этих результатов... Т.е. по-моему, акции "Войны" несколько приближаются к подобной проблематике.

Т.е. при глобальном рассмотрении речь, видимо, должна идти об институциональная трансформация интенции автора, несоответствии результата изначальной интенции... Все, о чем я здесь говорю не имеет отношения к перформансу Бренера. К примеру

Акция не нуждается в вербальной валидации. В определенном смысле она ей противостоит.

UPDATE: Итак, это - перформанс, не несущий в себе каких-либо смыслов, кроме желание шокировать. В рамках конфереции это желание не является конвенциональным. Поэтому оно было многими воспринято как неуместное... Соответственно, здесь возникает следующая ситуация. Конференция, на которой обсуждается шок, была шокирована. Опять же, шок противопоставлен тексту. В конечном итоге мы имеем дело с эффектом от наложения двух проектов - действия и разговора о действии - друг на друга.  http://j-volfson.livejournal.com/145362.html.

 

перформансы:

 

04.01. 1997   В МУЗЕЕ СТЕДЕЛИК

11.05.1995   ЧЕГО НЕ ДОДЕЛАЛ ДАВИД

01.02.1995   ПЕРВАЯ ПЕРЧАТКА

01.06.1994    "КОНФОРМИСТЫ"

19.05.1994   На открытии выставки «Художник вместо произведения

01.04.1994    ЛЮБИТ - НЕ ЛЮБИТ

01.04.1994   СНЕГА КИЛИМАНДЖАРО

19.03.1994   СВИДАНИЕ

1992              РАННИЕ ПЕРФОРМАНСЫ

 

Среди "радикалов" самой одиозной фигурой был, конечно, Александр Бренер. Какой он был пронзительный, ясный в лучшие свои годы! С ним было всегда интересно, его талант проявлялся во всем. Он настолько ясно и неординарно мыслил, что было ощущение, что он все эти мысли и идеи достает из какого-то запасника. Мне думается, это потому, что у него был длительный период подспудной работы, невостребованности, в Алма-Ате, а затем в Израиле, и тогда он все уже продумал. Он меня увлек как антитеза меня самого: я – человек упорный, вежливый, интеллигентный, он же был как бы моей противоположностью – бескомпромиссный, склонный к аффектации. Но фактически его кредо через некоторое время мною разделялось. Пафос его заключался в том, что нельзя довольствоваться ничем, кроме самого высокого пьедестала. Быть главным русским художником – для него вообще не было задачей, амбиции были еще выше, просто запредельные. А всем остальным, как он убедительно доказывал, заниматься вообще не стоит. Он умел вскрывать ложные обертки и доставать суть явлений, органично чувствуя фальшь. Это была такая предельно-запредельная честность.

Бренер для меня является доказательством того, что гений и злодейство вещи все же совместимые – причем иногда совершенно сознательно. Он специально искал скандал и шел на разрыв отношений. В своих поисках независимости он пришел к выводу, что любая дружба, привязанность – это несвобода, если кто-то сделал ему доброе дело – то этот человек его закабалил, сделал своим должником. Саша стремился срочно показать, что ни на какую ответную адекватную реакцию – ну, благодарность, расположение – тот рассчитывать не должен. И по отношению к галерее Саша испытывал чувства, как к субъекту, и вел свою партизанскую войну. Писал, например, тексты, объявляя галерею Гельмана оплотом буржуазии, и призывал с ней бороться. А мы, в свою очередь, публиковали эти тексты. Мне казалось ошибкой требовать лояльности по отношению к себе, более близким был для меня принцип толерантности, поэтому мы долго поддерживали Бренера в тех конфликтах, которые он устраивал. Но при нападении на белорусское посольство писать поручительства мне показалось уже невозможным, и Бренер был вынужден уехать.

Бренер, я уверен, если бы захотел стать гуру русского искусства, он бы им стал, у него не было конкурентов. Но он не захотел – жизнь внутри искусства связана с определенными ограничениями и обязательствами. Нужно общаться с другими художниками, нужно любить не только свое искусство, но и своих соседей, находиться в диалоге с ними.

М.Гельман http://azbuka.gif.ru/critics/relationships/

 

 


 

LJ

 

 

 

 

art

tapirr.com